Adidas и Puma – гиганты по производству товаров и оборудования для спорта. Наверное, если не все, то многие слышали об этих конкурирующих компаниях. Были они всегда конкурентами? И какую загадку хранит каждая из них? Об этом и поговорим в статье.
История берет свое начало с 1920 года, когда в небольшом немецком городке Херцогенаурах семейство Дасслеров открывает свое дело по пошиву домашних тапочек и ортопедической обуви для спортсменов-инвалидов. Времена были не самые легкие, поэтому использовались подручные материалы: военное обмундирование для верха, а подошвы вырезали из старых автомобильных покрышек. С 1924 года к пошиву изделий подключается старший брат Адольф. Именно тогда появляется «Обувная фабрика братьев Дасслер». Стоит отметить, что братья идеально дополняли друг друга: с одной стороны – спокойный изобретатель Ади, с другой – импульсивный маркетолог Руди. Что точно объединяло парней – любовь к спорту и совместному бизнесу.
Так в 1925 году Адольф изобретает обувь с шипами, что и было первым шагом к мировому признанию в будущем. Бутсы оказались практичными и очень удобными, и вместе с тапочками стали основной продукцией семейного бизнеса. Стоит отметить, что настоящую славу братьям принесла победа американского бегуна Джесси Оуэнса в 1936 году. Невероятное везение или заслуга обуви Дасслеров? Но он установил пять мировых рекордов и завоевал четыре золотых медали. Эта победа принесла братьям небывалую славу и успех. Вскоре открывается второй завод по производству спортивной обуви, а основные потребители – спортсмены. И это неудивительно, ведь изобретение с шипами произвело фурор – удобство и комфорт во время соревнований и футбольных матчей при любой непогоде.
Вторая мировая война стала настоящим испытанием не только для фабрики, но и также для самых братьев: у каждого были свои политические убеждения и взгляды на жизнь. Рудольф попадает в военный лагерь США, в то время Адольф остается руководить производством. По условиям контрибуции фабрика Дасслеров должна производить и поставлять в лагерь хоккейные коньки (1000 пар), а в качестве компенсации получает списанную амуницию – старые палатки, перчатки, бейсболки и т.д.
По завершению оккупации Ади возвращается домой, но былого понимания с братом уже нет, а производство приходится поднимать практически с нуля, используя подручные средства. Еще больше усугубляется ситуация со смертью отца в 1948 году – создатели семейного бизнеса окончательно рассорились. Адольф забирает себе одну фирму, а Рудольф – другую. Они договорились не использовать семейный бренд. Ади называет свою компанию Addas, а второй брат – Ruda. Вскоре названия изменяют на Adidas и Puma, которые известны нам сегодня под таким именем. Так прекращает свое существование признанный на то время бренд – Dassler.
В 1949 году Ади нарушает условный договор – он пририсовал к двум линиям третью и получил в итоге символ «Адидас». Такой шаг вызывает негодование со стороны Рудольфа и в дальнейшем приводит к жесткой конкуренции между создателями за первенство в спортивном мире. Братья ведут активную деятельность по производству, совершенствуют модели и подкупают спортсменов, чтобы добиться признания. Это доказывает случай с Пеле (звездой футбола 50-х), когда Puma расходует солидную сумму, чтобы футболист завязал шнурки прямо перед началом матча в центральном круге.
Через пару лет «Пума» обвиняет «Адидас» в плагиате футбольных бутс с шипами. Но доказать этот факт так и не удалось. Маркетологи гласят, что именно Ади был изобретателем, а меньший брат занимался налаживанием связи с клиентами, новыми заказчиками, поэтому плагиата быть не могло. В 70-хх Adidas обеспечивает спорттоварами всю Олимпийскую сборную. Именно тогда появляется «Трилистник» - символ единения духа и силы на трех континентах. Постоянные судебные тяготы, иски, подкуп спортсменов сделали популярность для каждой из корпораций. Но братья так и не обменялись дружеским рукопожатием.
В 2005 году «Адидас» выкупает «Рибок», тем самым еще больше укрепляя свои позиции. Сегодня Adidas одевает «Реал», «Челси», «Мадрид» и другие клубы. У «Пумы» армия поскромнее: бегун Усэйн Болт, дизайнерская линейка известной певицы Рианны.
На сегодняшний день товары холдингов широко популярны не только в спортивной сфере. Люди, ценящие качество и комфорт, приобретают изделия именитых фирм для индивидуального использования.
Стремление быть первым и побеждать у этих именитых брендов не исчезнет никогда. Возможно, если не было бы ссоры, то мир бы никогда не узнали об этих торговых марках?